Этичные поступки всегда окупаются

20 октября 2015

Назвался грузчиком - лезь в кузов. Или когда организации чувствуют себя хорошо

Задачник руководителя

Раз уж собрался писать ежедневно... надо писать. И так вчера, по самолетам и аэропортам, было не до письма. Да и wi-fi... явно оставлял лучшего.

На собеседованиях с кандидатами, HR любят задавать вопросы, которые, если убрать весь флер, звучат как: "Что вы хотите получать от этой работы"? Хороший ответ, для меня, звучал бы как: "Достойную зарплату за хорошо сделанную работу, возможности для профессионального роста и возможности для карьерного роста". Все! Точка! А вот если кандидат начинает рассказывать про теплые отношения в коллективе, хороших коллег, уважение, признание... становится ясно - мама недолюбила. Не катастрофа, не он первый и не он последний… но лучше не у меня, а где-нибудь в другом месте.

Обычно такие люди собираются в одном месте. Там, как правило, действительно тепло и комфортно и есть такой особый… командный дух. Я проработал в такой организации почти двадцать лет. Вся компания – одна большая семья, с общими целями. Денег, правда, обычно не платят. Их и не просят. В семье вообще не принято говорить о деньгах, вы же не моете дома посуду за деньги. Надо сделать – значит надо сделать. Это же наше общее дело и цели у нас одни.

Обычно, теплые отношения обходятся процентов в пятнадцать среднерыночной цены. Компания, в которой я работал, примерно столько всегда и недоплачивала. Что не мешало там работать годами, уходить с болью в сердце и потом не спать по ночам. В этих компаниях хорошо все, кроме одного маааааленького момента. Когда недолюбленные сбиваются в стаи, им тепло и хорошо. Но это не то тепло, которое недодала мама. И оно никогда его не заменит. Из этого суррогатного «тепло и хорошо», очень не хочется вырастать. А когда не хочется расти ни одному сотруднику, не растет и вся организация. Она заболачивается. Как заболотилась та, в которой работал я.

В общем, когда организация чувствует себя хорошо и в организации все чувствуют хорошо? Когда организация - это просто организация. Когда люди не тащат в организацию свои семейные привычки и паттерны поведения. Когда каждый точно знает, кто его начальник, кто подчиненный. А, поскольку организационные системы так устроены, что в них нет элементов одинакового ранга, то и кто-то из его коллег весомее, чем он, а кто-то наоборот. Это ведь только на организационных схемах все директора – на одном уровне. Внутри-то точно знают, кого скорее услышат.

Хорошо, когда в отношениях внутри организации порядок, если бизнес – это бизнес и ничего личного. Как этого добиться? Организационные системы почему-то ведут себя так, как будто для них очень важно выполнение четырех базовых принципов:

Уважение

Все, что происходило в системе, заслуживает уважения. Возможно, какие-то действия наших предшественников нам не нравятся. Но, благодаря им, организация дожила до текущего момента, и в ней образовалось местечко и для нас. У истории нет сослагательного наклонения и еще не известно, как бы мы поступили на их месте и что бы из этого вышло. Мы не обязаны любить то, что нам не нравится… но уважение – это просто уважение.

Порядок

В каждой организации есть изначальная иерархия, определяемая самой системой. Системы почему-то лучше видят и слышат или тех, кто пришел в них раньше или тех, кто дает им больше. А больше всего дают те, кто ближе к клиентам или ресурсам. Поэтому, собственно, в таком почете коммерческие и финансовые директоры.

Баланс

Уравновешивание между «брать» и «давать». Системы всегда стремятся его выдержать. Даже если кто-то стремится его нарушить. Если чересчур преданный сотрудник начинает дневать и ночевать на работе, делая то, за что организация не платит и платить не готова, она начнет обесценивать то, что от него получает. «И не так уж его решения хороши… и есть люди поквалифицированнее…  и на работу он вчера опоздал и вообще дисциплинка хромает…» Если организация начинает давать слишком много, столько, сколько человек вовсе не собирался отрабатывать, он сам начинает обесценивать организацию. «И платят в Газпроме побольше… и стоянка для машин не удобная… и соцпакет слабоват… и меню в столовой никуда не годится…»

Принадлежность

Любой, кто оказался в системе, ей принадлежит. Все, что изменило  или определило систему, становится ее неотъемлемой частью.  Организации любят делать вид, что чего-то или кого-то не было. И тогда в ней поднимается грозная волна.

Один пример

Когда-то в организации, в которой я работал, было отдельное подразделение, которое занималось техническими проблемами клиентов. Оно называлось «Сервисный Центр». Уж не знаю, хорошо ли оно работало или нет, но прибыли оно не приносило. Не для того и создавалось. Пока денег было много, все было хорошо. Но в 2009 деньги кончились. Как я писал в прошлых заметках, первыми всегда страдают клиенты. Они и пострадали. Маркетологи заявили, что «клиентам это не нужно» и подразделение закрыли. А сотрудников, большая часть которых работала в нем много лет, уволили. Вместе с руководителем, проработавшим в организации лет пятнадцать. Выплатили «отступные», люди написали заявления и ушли. Говорить об этом в организации было не принято, как в доме повешенного не говорят о веревке. Новые сотрудники и не знают, что когда-то был такой «Сервисный Центр». Это можно было сделать по другому, проявив к этому всему уважение. Собрав совет директоров, извинившись перед сотрудниками. Выплатив, публично, хорошую компенсацию. Поручив HR помочь людям найти хорошую работу. Это не потребовало бы больших денег, но это потребовало бы большого мужества, которого нам, совету директоров, не хватило.

Все четыре принципа были нарушены. Людей уволили без уважения, старейших сотрудников уволили, чтобы дать возможность продолжать работу тем, кто пришел позже. Люди отдали организации много лет жизни… и не получили должной компенсации. И их исключили, забыли. Результат? Высочайшая лояльность сотрудников упала в ноль. Фирма расплатилась за это текучкой, увеличившимся воровством,… в общем, принципы дешевле соблюдать.

Когда я обучаю в OBSOU будущих MBA, я не устаю им повторять: «Парни (и девушки). Если у вас есть выбор – поступайте этично. Этичные поступки всегда окупаются. Если у вас нет выбора… значит вы просто чего-то не заметили. Посмотрите еще раз и найдите другие выборы».

 Олег Вайнберг Автор:
Олег Вайнберг
Написать автору

ПОЧЕМУ МЫ?

Отношение
Мы любим свое дело, а это - самое главное! В каждое мероприятие мы вкладываем свою душу.
Общение
Мы всегда готовы ответить на любые ваши вопросы, в том числе и общие по отдыху!
Опыт работы
Мы работаем на свадьбах с 2003 года и уже провели более 1000 фотосессий и церемоний.
Профессионализм
Каждый член нашей команды - специалист в своей области!
Качество 
Мы работам на профессиональной технике топового уровня, а обработкой фото занимаются опытные ретушеры.
Мы работаем быстро!
Вы получите готовые фотографии всего в течении 5 дней!

Репино, пос. Ленинское, ул. Советская 93
+7 (953) 162-4394
wedpiter@gmail.com